• /
13.04.2020

Что такое бухгалтерский учет простыми словами

Грецкая Дарья, заместитель генерального директора
Бухгалтерский учет по своей сути представляет собой деятельность по отражению хозяйственной деятельности компании в документальной форме. Он облегчает управление хозяйственной деятельностью, оплату труда персонала, начисление и уплату налогов и других обязательных платежей.
Ответственность за ведение бухгалтерии несет руководитель предприятия или частный предприниматель. Они могут самостоятельно заполнять и составлять документацию, нанять для этого отдельного сотрудника или поручить ведение учета аутсорсинговой компании. Бухгалтерский учет строго регламентирован действующим законодательством, умышленные или неумышленные ошибки и неточности могут повлечь ответственность в рамках действующего административного и уголовного законодательства.

Однако на самом деле этот учет не является таким уж страшным, как кажется непосвященным. Рассмотрим, что такое бухучет простыми словами.
Получить консультацию эксперта

История возникновения бухучета

Профессия не входит в число наиболее древних занятий, которыми занимались люди. Однако уже в XV веке нашей эры торговцы не просто вели подсчет купленных и проданных товаров, но сформулировали основные принципы ведения учета, которые действуют и в настоящее время.

Речь идет об основе бухгалтерского учета — методе двойной записи хозяйственных операций. Впервые он был введен монахом Лукой Пачоли и практически в неизменном виде применяется сейчас.

Вопреки расхожему мнению, бухгалтерский учет на предприятии является едва ли не самым важным. Он позволяет точно посчитать доходы и расходы, что дает информацию для дальнейшего анализа рентабельности работы компании и целесообразности совершения тех или иных действий.

Предметом бухгалтерского учета являются активы компании или частного предпринимателя, обязательства перед контрагентами и ожидаемые поступления средств от покупателей и заказчиков услуг.

При ведении бухгалтерского учета на предприятии решается одновременно 5 важных задач:

  1. Составляется целостная картина о финансово-хозяйственной деятельности субъекта предпринимательства.
  2. Минимизация расходной части хозяйственной деятельности с целью повышения рентабельности работы и увеличения прибыли.
  3. Поиск резервов, которые позволяют улучшить результаты работы компании без привлечения дополнительных средств.
  4. Контроль за соблюдением действующего налогового и иного законодательства.
  5. Контроль за использованием основных и оборотных средств коммерческого предприятия.

Учитывая упомянутые выше задачи, легко формулируются основные функции бухучета на предприятии:

  • Контроль. Бухгалтерский контроль существенно облегчает контроль за перемещением денежных средств внутри предприятия и между контрагентами, использование товарно-материальных ценностей, проверку своевременности расчетов с государственными фондами и бюджетами по различным платежам.
  • Информация. Из данных бухгалтерского учета можно получить первичную и обобщающую информацию, которая послужит основой для дальнейшего принятия оперативных и стратегических управленческих решений. На их основе можно будет планировать дальнейшую хозяйственную деятельность предприятия.
  • Аналитика. Собранную в результате бухгалтерского учета можно использовать для анализа текущего положения предприятия на рынке. Руководитель компании или главы подразделений могут выявить «узкие» места, убыточные направления деятельности, найти пути оптимизации расходов и т. п.

Методы бухгалтерского учета

Ранее бухгалтерский учет велся вручную с помощью писчих принадлежностей. Позже этот процесс упростился и ускорился благодаря использованию счет, арифмометров, калькуляторов. Сейчас бухгалтерия ведется с помощью компьютерных приложений и большинство рутинных операций в них автоматизировано.

Однако независимо от инструментов, с помощью которых ведется учет, в бухгалтерии используются несколько основных методов:

  1. Документирование. Бухгалтерский учет неразрывно связан с документированием каждой хозяйственной операции. Все изменения в регистры вносятся на основе первичных документов, на основе которых бухгалтер составляет промежуточные ведомости и итоговые отчетные документы.
  2. Оценка. Все хозяйственные операции в учете отображаются в денежном эквиваленте. Это значит, что для внесения изменений в регистры необходимо перевести ее в стоимостное выражение.
  3. Двойная запись. Каждая хозяйственная операция в бухгалтерском учете проводится сразу по двум счетам — активном и пассивном (дебет и кредит). Это дает возможность проверить правильность введенных данных и обеспечить нужную точность при учете.
  4. Баланс. Он является главным итоговым документом, который составляется по завершению отчетного периода — года. На основе баланса можно определить результативность деятельности компании и ее финансовые показатели. При правильном ведении бухгалтерского учета активная и пассивная части документа равны друг другу.
  5. Отчетность. С помощью отчетности производится промежуточная проверка правильности ведения учета. При составлении ведомостей определенные показатели группируются в таблицы, с помощью которых удобно выявлять ошибки. В настоящее время проверка проводится автоматически, что значительно упрощает учет.

Основой бухгалтерского учета является план счетов. Это общепринятая система кодировки бухгалтерских счетов (синтетических и аналитических), которые находятся в зависимости друг от друга. Используя ее, можно легко согласовать итоговые показатели и информацию в первичной документации.

Применяется общий план для коммерческих предприятий, а также отдельные для финансовых и бюджетных организаций.

Принципы бухгалтерского учета

Для понимания сути бухгалтерского учета необходимо изучить принципы, на которых он строится. Основными из них являются:

  • Периодичность. Это один из основных принципов бухгалтерского учета. Составление отчетов по результатам работы выполняется с определенной периодичностью, установленной нормативно-правовыми актами государства. Отчетным периодом может быть месяц, квартал, год. В каждом отчетном периоде действия бухгалтера повторяются, разница состоит лишь в используемых первичных документах, из которых берутся данные для учета.
  • Конфиденциальность. При ведении бухгалтерского учета специалистам всегда известны данные о текущем положении компании на рынке, размере дебиторской и кредиторской задолженности. Однако бухгалтер не имеет права разглашать данные, которые стали ему известны во время работы. Тем не менее, рекомендуется тщательно выбирать сотрудников для работы или поручать ведение учета надежным аутсорсинговым компаниям.
  • Денежное измерение. Для удобства ведения учета и унификации любая хозяйственная операция отражается в регистрах бухгалтерского учета в денежном выражении.
  • Документирование. Любое изменение по счетам бухгалтерского учета вносится только на основании первичных документов. Компании получают продукцию или покупают услуги у поставщиков и вносят данные на основе счетов или договоров, отгрузка производится по аналогичной схеме. Даже для внутреннего перемещения товаров необходимо выписывать соответствующие документы.
Основным документом, который регулирует ведение бухгалтерского учета является закон № 402-ФЗ. Также применяется утвержденный Минфином План счетов и внутренние документы компании. Субъект предпринимательства самостоятельно разрабатывает методику учета в рамках федеральных стандартов. При этом она должна отвечать критериям допущения.

К ним относятся:

  • имущественная обособленность субъекта предпринимательской деятельности;
  • непрерывность работы компании и ведения бухгалтерского учета;
  • последовательное применение учетной политики;
  • временная определенность хозяйственных операций.
Аутсорсинг бухгалтерских услуг

Бухгалтерский учет и организационная форма компании

Ведение бухучета является обязательным для коммерческих компаний независимо от их формы собственности. Но частные предприниматели могут не вести полноценный бухгалтерский учет, что закреплено в законе 402-ФЗ.

Не путайте понятия бухгалтерский и налоговый учет. Любой субъект предпринимательства должен определять показатели своей деятельности для того, чтобы иметь возможность правильно вычислить сумму налоговых и иных платежей.

Связано это с некоторыми особенностями организационно-правовых форм субъектов предпринимательства:

  1. Индивидуальный предприниматель работает без создания юридического лица. Особенность состоит в том, что он рискует всем своим имуществом при получении убытков от своей деятельности.
  2. Общество с ограниченной ответственностью или акционерное общество. Эти компании являются юридическими лицами с точки зрения законодательства РФ. Особенность состоит в том, что компания отвечает по своим обязательствам только тем имуществом, которое внесено в качестве взносов в уставный фонд.
ООО, АО и другие коммерческие компании обязаны вести полноценный бухгалтерский учет. Его признаками является:

  • Составление и предоставление в контролирующие органы бухгалтерского баланса.
  • Определение прибыли и убытков от хозяйственной деятельности.
  • Ведение архива документации и предоставление его для проверки налоговым органам.
Сдавать отчетность в ФНС должны все предприниматели независимо от их организационно-правовой формы. Декларации обычно составляются на основе данных бухучета, но из этого правила есть исключения в зависимости от выбранной системы налогообложения. Например, при патентной достаточно приобрести патент перед началом хозяйственных операций.

Как вести бухгалтерский учет

Современный бухгалтерский учет требует огромного количества знаний и опыта. Более того, он динамично изменяется из-за постоянного совершенствования законодательства, принятия новых нормативно-правовых актов и внесения изменений в старые.

Поэтому самостоятельно вести бухгалтерию может только руководитель со специальным образованием. Во всех остальных случаях рекомендуется воспользоваться помощью профессионалов.

Организовать ведение бухгалтерского учета можно несколькими способами:

  1. Найм сотрудника. К нему прибегают в случае большого объема работы. Однако возникают трудности с поиском квалифицированного и честного работника, контролем его работы, организацией рабочего места.
  2. Бухгалтер по совместительству. Плюсом этого варианта является низкие затраты на оплату труда. Однако качество бухгалтерии обычно страдает, особенно если объем работы большой.
  3. Бухгалтерия на условиях аутсорсинга. Это относительно новый, но достаточно эффективный вариант организации учета. Услуги по ведению бухгалтерии оказывает специальная компания, которая несет ответственность за его правильность.

Хотите организовать ведение бухгалтерского учета на своем предприятии? Обращайтесь за помощь в компанию «Мегаконсалт». Способы связи с нашими менеджерами для оформления заказа указаны на сайте.
Подписаться на нашу рассылку