• /
18.06.2020

Основные обязанности бухгалтера: что делает бухгалтер на работе

Грецкая Дарья, заместитель генерального директора
Руководитель субъекта предпринимательства отвечает за общее планирование работы, поиск контрагентов, финансовые результаты работы, контроль функционирования всех подразделений компании или ИП. А за правильность ведения бухгалтерского учета, своевременность оформления документации. Именно от него зависит, насколько верно хозяйственная деятельность отражена в первичных и отчетных документах, а также насколько правильно начислены и уплачены налоги, другие обязательные платежи.

Рассмотрим подробнее, что должен делать бухгалтер на работе.

Зачем нужна бухгалтерия на предприятии

Обязанность ведения бухгалтерского учета для определенных категорий компаний введена законодательными актами РФ. Если субъект предпринимательства небольшой, вести бухгалтерию может один специалист. На него возлагаются обязанности с оформлением первички, начислением зарплаты, налоговым учетом, проведение платежей и т. п.

Такой подход выгоден для руководителя и владельцев компании, но таит в себе определенную опасность. Если возложить ведение бухгалтерии на одного специалиста, он быстро станет незаменимым. Поэтому субъект предпринимательства будет зависим от одного человека, что может привести к злоупотреблениям с его стороны.

Выходом из ситуации может быть найм нескольких специалистов и распределение участков учета. Однако и в этом случае не избежать сложностей:

  • Есть опасность взять на работу неопытного бухгалтера, который сделает много ошибок в учете, что приведет к проблемам с налоговыми органами. Если брать бухгалтера и обучать его, это требует дополнительного времени и средств. А на время обучения бухгалтерия компании будет вестись с ошибками;
  • Работа бухгалтера постоянно связана с документами и не отличается многообразием. Это приводит к «замыливанию» взгляда и допущению ошибок. Поэтому рекомендуется время от времени проводить внутренние проверки и смотреть на учет «со стороны;
  • Постоянные изменения в действующем законодательстве требуют от специалиста по учету изучения нормативно-правовых актов и практики их применения. Это делают далеко не все специалисты, что также может стать причиной ошибок в налоговом учете и доначислений со штрафными санкциями;
  • В небольших компаниях на бухгалтеров возлагаются обязанности по ведению учета. Однако они часто не могут правильно организовать его из-за недостатка знаний. Это приводит к нарушениям трудового законодательства и санкциям со стороны контролирующих органов.

Учитывая большую текучесть кадров в бухгалтерии подобрать действительно хорошего специалиста, который будет долгое время работать на вашем предприятии, практически невозможно.
Получить консультацию эксперта

Обязанности бухгалтера в компании

Конкретный перечень обязанностей работника бухгалтерии зависит от направления учета, специфики работы компании, объема хозяйственных операций и других факторов. Если субъект предпринимательства небольшой, у него в штате обычно есть один работник.

Основные обязанности бухгалтера:

● Ведение первичной документации и ввод информации в учетное приложение на основе полученных документов (бумажных и электронных), оформление исходящей документации для контрагентов. Обязанности бухгалтера по первичной документации крайне важны, так как на их основе производится начисление налогов.

● Ведение бухгалтерии в специализированном приложении, заполнение проводок, отражение операций и составление промежуточной отчетной документации;

● Учет активов предприятия, в том числе постановка их на баланс, начисление амортизационных платежей, списание после окончания срока службы. Также бухгалтер обычно принимает участие в инвентаризации основных средств;

● Отражение в учете операций по движению денежных средств в наличной форме и по счетам в банках, подготовка первичных документов и отчетов об использовании денег;

● Расчет заработной платы сотрудников, начисление налогов на их зарплату и обязательных платежей в бюджет, которые делает работодатель. Работник бухгалтерии оформляет все необходимые документы, в том числе ведомости о зарплате, расчетные листки. Он же несет ответственность за правильность начисления и своевременность выплаты больничных и отпускных;

● Составление бухгалтерской и налоговой отчетности, подготовка отчетов в статистику, государственные фонды. На бухгалтера возлагается ответственность за организацию взаимодействия с должностными лицами государственных органов, которые проверяют правильность ведения бухгалтерского и регламентированного учета;

● Организация хранения первичных документов, а также предоставление их по требованию налоговых органов для проведения проверок.
Если в компании используется наемный труд и нет отдела кадров, бухгалтер ведет кадровый учет, выступает как делопроизводитель. Он оформляет документально прием на работу и увольнение с должности, рассчитывает отпускные, выдает работникам справки. Чаще всего эти функции он выполняет «в нагрузку» и не получает оплату за дополнительный объем работ.

В результате огромного количества функциональных обязанностей специалист не может справиться с их качественным выполнением. Кроме того, по мере роста компании количество операций увеличивается, что также снижает качество ведения учета.
Если в компании используется наемный труд и нет отдела кадров, бухгалтер ведет кадровый учет, выступает как делопроизводитель. Он оформляет документально прием на работу и увольнение с должности, рассчитывает отпускные, выдает работникам справки. Чаще всего эти функции он выполняет «в нагрузку».

Может ли руководитель выполнять функции бухгалтера

Ведение бухгалтерского учета является обязательным для юридического лица независимо от вида его деятельности и количества работников. Однако законодательство не запрещает вести бухучет руководителю компании. Этот подход нельзя назвать правильным, так как из-за большой нагрузки на генерального директора и отсутствия у него специфических знаний ошибки при ведении бухгалтерии практически гарантированы.

Если директор не хочет нанимать специалиста, который будет исполнять обязанности главного бухгалтера, можно использовать два альтернативных способа организации бухучета:

  • Найм внештатного сотрудника — правильность такого учета напрямую зависит от его квалификации;
  • Передача учета на аутсорсинг — это наиболее правильный вариант, так как качество учета в этом случае гарантировано договором и компания-аутсорсер возмещает все возможные убытки от штрафов и доначислений, берет на себя ответственность за допущенные нарушения.
Мегаконсалт — это комплексное
Хотите организовать бухгалтерское сопровождение деятельности компании и не тратить на это крупные суммы? Обращайтесь за помощью в компанию «Мегаконсалт». Телефоны для связи с менеджерами указаны на сайте.
Подписаться на нашу рассылку