• /
4.06.2020

Почему двум учредителям лучше отдать бухгалтерию в независимые руки

Грецкая Дарья, заместитель генерального директора
При ведении совместного бизнеса на первый план выходит необходимость обеспечения прозрачности бизнеса для каждого из участников общества с ограниченной ответственностью. Если бухгалтер поддерживает интересы одного из них, возможно большое количество злоупотреблений вплоть до полной потери контроля над фирмой.

Стоит ли поручать ведение бухгалтерского учета одному из учредителей или есть более безопасное решение этого вопроса?

Мнимые плюсы ведения бухучета одним из учредителей

  • Экономия средств. При ведении бухгалтерского учета одним из учредителей компания не несет затрат на оплату труда бухгалтера. Даже если учредитель предлагает на эту должность своего человека, как правило, он требует меньше денег в качестве оплаты. На первых порах, когда бизнес только развивается, этот фактор имеет одно из решающих значений.

  • Оперативное решение вопросов. Если бухгалтерию ведет один учредитель, а другой ему полностью доверяет, не нужно тратить много времени на согласование вопросов о перечислении средств, покупке товаров, оплате услуг. Компания работает более оперативно, что иногда играет важное значение для получения положительного финансового результата.

  • Перераспределение нагрузки. При такой организации учета контроль действий бухгалтера может нести один учредитель, а второй сосредоточиться на другом участке работы. Например, будет контролировать производство или поиск новых рынков сбыта. В результате функции двух учредителей не дублируются, что положительно отражается на качестве работы каждого из них.

  • Более высокая компетенция. Контроль над ведением учета обычно берет на себя партнер по бизнесу, который больше разбирается в экономике и финансах. На первый взгляд, это дает ему возможность лучше контролировать работу бухгалтера. Но на самом деле открывает широкое поле для злоупотреблений в свою пользу.

Ведение бухгалтерии одним из учредителей или нанятым им сотрудников имеет достаточно плюсов. Но перекрывают ли они возможные недостатки, которые имеет такой подход?

8 минусов ведения бухгалтерии одним из учредителей

Единоличное ведение бухгалтерии одним из учредителей или нанятым им сотрудником имеет такие недостатки:

1. Отсутствие прозрачности. Лицо, которое не ведет бухгалтерию, не имеет полного представления о текущем положении дел в компании. Поэтому он не может принимать адекватные управленческие решения, что приводит к получению убытков и более тяжелым последствиям.

2. Невозможность получить доступ к финансовой информации.
Так как у второго учредителя нет доступа к расчетному счету, он не имеет возможность контролировать совершаемые платежи. Поэтому второй участник может пользоваться деньгами по своему усмотрению без учета интересов второго партнера.

3. Блокировка управления счетом и деньгами. Если доступ к интернет-банку и электронную подпись для управления счетом имеет только один работник или нанятый ими бухгалтер, они самостоятельно или в сговоре могут лишить второго учредителя возможности влиять на совершаемые платежи.

4. Отсутствие контроля за расходованием средств. Так как второй учредитель не имеет возможности контролировать движение денежных средств, этим часто пользуются нечистые на руку партнеры и просто выводят деньги на свои счета или совершают платежи в адрес фиктивных фирм с целью последующего обналичивания.

5. Отсутствие объективной информации о претензиях правоохранительных органов. Если учредитель не контролирует финансовую сторону работы компании, открывается простор для мошеннических действий. Второй участник, прикрываясь работающим юридическим лицом, может совершать незаконные действия. А к ответственности затем привлекается второй участник.

6. Лоббирование интересов заинтересованных лиц. Отсутствие контроля приводит к тому, что компания может заключать сделки, которые не выгодны для нее, но несут выгоду (откаты) второму участнику. Таким образом ваш партнер заработает денежные средства, а компания понесет убытки или полностью разориться.

7. Потеря репутации перед контрагентами. Лоббирование интересов одних партнеров в ущерб другим, незаконные действия одного из учредителей, а также проблемы с правоохранительными органами приводят к потере репутации перед партнерами. В результате даже после разрешения конфликта вы не сможете вести нормальную финансово-хозяйственную деятельность.

8. Конфликты с наемными работниками. Отсутствие прозрачности может привести к проблемам с сотрудниками, которым не выплачивается заработная плата, премии, отпускные.
Получить консультацию эксперта

Варианты ведения бухгалтерии в компании с несколькими учредителями

Наиболее очевидный вариант решения вопроса с бухгалтерским учетом — найм независимого специалиста. Однако подобрать такого сотрудника достаточно сложно. А после его найма никто не даст гарантии, что один из учредителей не «переманит» его на свою сторону.

Поэтому единственным по-настоящему надежным вариантом является передача бухгалтерского учета на аутсорсинг. Такой подход дает несколько преимуществ:

  1. Любой из учредителей в любое время может получить исчерпывающую информацию о финансовом состоянии компании. Все участники общества имеют равные права и могут обращаться к аутсорсеру, не получая разрешения и не согласовывая своих действий с другими лицами.
  2. Бухгалтера компании-аутсорсера являются «третейскими судьями» в спорах между участниками общества. Они дают объективную оценку ситуации и советы по решению вопросов, которые учитывают интересы всех участников, а не одного из них.
  3. Компания-аутсорсер несет финансовую ответственность за качество своей работы. Если в бухгалтерском учете будут допущены ошибки, которые приведут к доначислению налогов с пеней и штрафами, все эти потери компенсирует исполнитель.
Отдать в «Мегаконсалт»
Хотите иметь финансовую прозрачность и контролировать деятельность компании, а также не беспокоиться о правильности отражения операций в учете и соблюдении действующего законодательства? Обращайтесь за помощью к специалистам компании «Мегаконсалт».

Мы оказываем услуги по ведению бухгалтерского учета по аутсорсинговой схеме. Вы выбираете подходящий пакет услуг, после чего можете в любой момент контролировать правильность ведения учета и запрашивать необходимую аналитическую информацию. Мы занимаем нейтральную позицию по отношению к каждому из учредителей, поэтому вы можете быть уверены в объективности предоставляемых сведений.
Подписаться на нашу рассылку