Упоминание спонсорской помощи содержится в ФЗ РФ «О рекламе». В п. 9−10 статьи 3 даны определения термину «спонсор» и «спонсорская реклама». Проанализировав приведенные в законе формулировки, можно выделить следующие особенности предоставления такого вида финансовой поддержки:
Бухгалтерский учет спонсорской помощи должен начинаться с правильного документального оформления такой сделки. В данном случае подготавливаются следующие документы:
Лицо, финансирующее мероприятия, должно отражать такой вид помощи на счете 44 «Расходы на продажу». Если спонсорские затраты нормируются, то также придется отразить ОНА (отложенный налоговый актив).
Так, учет спонсорской помощи у спонсора следует оформлять такими корреспонденциями счетов:
Согласно положениям ст. 252 НК РФ при исчислении налога на прибыль компания вправе уменьшить свою налоговую базу на сумму обоснованных и подтвержденных затрат. Полный их перечень приведен в главе 25 НК РФ. При этом затраты, связанные со спонсорской деятельностью, вошли в группу «Прочие расходы» (пп. 1 п. 28 ст. 264 НК РФ).
Документальным подтверждением понесенных затрат может выступать акт об оказании услуг или выполнении обязательств. Дополнительным плюсом будет представление вместе с актом фотоматериалов и прочих документальных доказательств.
Еще один важный момент при отражении спонсорских расходов в налоговом учете — объем затрат (в денежном выражении), которые можно отнести на прочие расходы и тем самым уменьшить налогооблагаемую базу.
Здесь возможен один их следующих вариантов:
У получателя финансовой поддержки перечисленные суммы отражаются в составе дохода от оказания услуг. Для отражения полученной спонсорской помощи в бухгалтерском учете, используются следующие проводки:
Одной их характерных черт спонсорской помощи является ее поступление к получателю в форме предварительного платежа (авансом). В этот момент образуется объект налогообложения по НДС.
В соответствии с п. 12 ст. 171 НК РФ лицо, финансирующее определенное мероприятие, может принять к вычету начисленный налог на добавленную стоимость.
В данном случае основанием выступает:
На практике при учете спонсорской помощи стороны часто совершают различные ошибки, что в дальнейшем приводит к негативным налоговым последствиям (отказ в зачете расходов, в предоставлении вычета по НДС, начисление штрафов за неверный учет доходов и т. д.).
Наиболее распространенные недочеты: