• /
22.04.2021 (проверено на актуальность 21.07.2023)

Учет спонсорской помощи: у спонсора, у получателя

Дарья Грецкая, генеральный директор «Мегаконсалт»
На практике нередко встречаются ситуации, когда компания предоставляет финансовую поддержку при проведении различных мероприятий (спортивные соревнования, городские конкурсы и т. д.). В данном случае речь идет об оказании спонсорской помощи.

В этой статье мы расскажем, как организовать учет спонсорской помощи у получателя и спонсора, какими документами оформить, какие нюансы учесть.

Отличительные особенности спонсорской помощи

Упоминание спонсорской помощи содержится в ФЗ РФ «О рекламе». В п. 9−10 статьи 3 даны определения термину «спонсор» и «спонсорская реклама». Проанализировав приведенные в законе формулировки, можно выделить следующие особенности предоставления такого вида финансовой поддержки:

  • строго целевой характер,
  • финансирование спортивных, культурных мероприятий, создание телепередач или же иных продуктов творческой деятельности,
  • раскрытие имени лица, предоставившего такой вид помощи (спонсор не может действовать анонимно),
  • возмездный характер сделки — основная выгода для спонсора заключается в рекламе его имени получателем средств.
В поисках ответа на вопрос, как отразить в учете спонсорскую помощь, некоторые хозяйствующие субъекты ошибочно путают ее с благотворительностью. Однако между этими понятиями есть принципиальная разница. Заключается она в том, что спонсорство является возмездной сделкой, а благотворительная акция не предполагает получение какой-либо выгоды в ответ.

Таким образом, эти два вида помощи следует различать между собой, так как каждый из вариантов имеет свои налоговые последствия.

Что включает документооборот спонсорства

Бухгалтерский учет спонсорской помощи должен начинаться с правильного документального оформления такой сделки. В данном случае подготавливаются следующие документы:

  1. Договор об оказании спонсорской помощи — это основной документ, регулирующий правоотношения, возникающие между получателем финансовой поддержки и спонсором. Основные условия такого договора: предмет сделки, права и обязанности обеих сторон, объем предоставляемых средств, условия рекламы спонсора и т. д.
  2. Платежные бумаги — стандартные первичные документы, необходимые для учета спонсорской помощи у получателя этих средств. Они подтверждают поступление денег к адресату.
  3. Акт сдачи-приемки имущества — такой документ оформляется в том случае, если спонсор передает ТМЦ, инвентарь и прочее оборудование, необходимое для организации мероприятия.
  4. Акт оказания услуг — этой бумагой подтверждается факт оказания рекламных услуг получателем средств спонсору.

Учет спонсорской помощи должен производиться в соответствии с реально понесенными и подтвержденными расходами. Если не все деньги были использованы, то они могут быть возвращены их владельцу или же использованы для финансирования других развлекательных и культурных программ. В последнем случае между сторонами должно быть заключено дополнительное соглашение.

Учет помощи у спонсора (проводки)

Лицо, финансирующее мероприятия, должно отражать такой вид помощи на счете 44 «Расходы на продажу». Если спонсорские затраты нормируются, то также придется отразить ОНА (отложенный налоговый актив).


Так, учет спонсорской помощи у спонсора следует оформлять такими корреспонденциями счетов:

  • Дт 60/2 Кт 51 — в рамках договора спонсор перечислил авансовый платеж,
  • Дт 44 Кт 60/1 — затраты на спонсорскую деятельность учтены в составе расходов,
  • Дт 19 Кт 60/1 — учтен налог на добавленную стоимость по сделке, связанной с оказанием спонсорской помощи,
  • Дт 60/1 Кт 60/2 — зачтен ранее перечисленный аванс.

При необходимости отражения ОНА, учет спонсорской помощи у спонсора также будет включать в себя такую проводку: Дт 09 Кт 68.
Приходите на обслуживание в Мегаконсалт и
получайте безлимитные консультации по бухгалтерским вопросам

Налогообложение помощи у спонсора

Согласно положениям ст. 252 НК РФ при исчислении налога на прибыль компания вправе уменьшить свою налоговую базу на сумму обоснованных и подтвержденных затрат. Полный их перечень приведен в главе 25 НК РФ. При этом затраты, связанные со спонсорской деятельностью, вошли в группу «Прочие расходы» (пп. 1 п. 28 ст. 264 НК РФ).

Документальным подтверждением понесенных затрат может выступать акт об оказании услуг или выполнении обязательств. Дополнительным плюсом будет представление вместе с актом фотоматериалов и прочих документальных доказательств.

Еще один важный момент при отражении спонсорских расходов в налоговом учете — объем затрат (в денежном выражении), которые можно отнести на прочие расходы и тем самым уменьшить налогооблагаемую базу.

Здесь возможен один их следующих вариантов:

  1. Включение спонсорской помощи в расходы в полном объеме — это допускается только при соблюдении таких условий, как: упоминание имени спонсора в телепередаче, программе и т. д., представление сведений о лице, оказавшем финансовую поддержку, в наружной рекламе, а также на выставках, ярмарках и прочих общественных мероприятиях, информация о спонсоре напечатана в рекламных брошюрах/каталогах.
  2. Учет затрат в размере 1% от выручки компании — такой подход применяется во всех прочих ситуациях. К примеру, если логотип спонсора напечатан на форме спортсменов, участвующих в финансируемом им спортивном мероприятии.

Учет у получателя спонсорских средств

У получателя финансовой поддержки перечисленные суммы отражаются в составе дохода от оказания услуг. Для отражения полученной спонсорской помощи в бухгалтерском учете, используются следующие проводки:

  • Дт 51 Кт 62/2 — отражено получение средств у получателя,
  • Дт 62 Кт 90/1 — учет оказанной спонсору рекламной услуги,
  • Дт 90/2 Кт 44 — расходы на рекламу отражены в бухгалтерском учете,
  • Дт 62/1 Кт 62/2 — зачет аванса.

Получателю следует помнить о некоторых важных условия использования перечисленных средств от спонсора: ведение раздельного учета такого вида помощи, строго целевое расходование, предоставление подтверждающих документов спонсору.

Налогообложение у получателя средств

В целях налогообложения получатель должен отражать спонсорскую помощь в составе доходов от рекламных услуг. Данный вид поступлений не относится к категории финансовых выгод, освобожденных от уплаты налога на прибыль. Поэтому с суммы спонсорской помощи в полном объеме должен быть уплачен налог.

При этом расходы, появляющиеся у получателя средств при оказании рекламных услуг спонсору, он вправе учесть при определении налоговой базы.

Обложение сумм помощи НДС

Одной их характерных черт спонсорской помощи является ее поступление к получателю в форме предварительного платежа (авансом). В этот момент образуется объект налогообложения по НДС.

В соответствии с п. 12 ст. 171 НК РФ лицо, финансирующее определенное мероприятие, может принять к вычету начисленный налог на добавленную стоимость.

В данном случае основанием выступает:

  • счет-фактура, предоставленный второй стороной после получения аванса,
  • платежный документ, подтверждающий денежный перевод,
  • договор об оказании спонсорской помощи, в котором содержится условие о предоплате.

Отдельно стоит рассмотреть вопрос принятия к вычету НДС по нормируемым расходам на рекламу (спонсорская помощь). Исходя из трактовки налогового законодательства, в данном случае учесть можно затраты только в пределах норматива (ч. 2 п. 7 ст. 171 НК РФ).

Однако этот вопрос остается дискуссионным. Налогоплательщики не согласны с такой позицией, так как полагают, что данное правило действует только в отношении командировочных и представительских расходов. В судебной практике немало случаев, когда компаниям удавалось успешно отстоять эту точку зрения в суде. К примеру, Пост. президиума ВАС от 6 июля 2010 года № 2604/10.
«Мегаконсалт» предоставляет услуги

Распространенные ошибки в учете спонсорской помощи

На практике при учете спонсорской помощи стороны часто совершают различные ошибки, что в дальнейшем приводит к негативным налоговым последствиям (отказ в зачете расходов, в предоставлении вычета по НДС, начисление штрафов за неверный учет доходов и т. д.).

Наиболее распространенные недочеты:

  1. Отсутствие договора об оказании спонсорской помощи — стороны проводят такую сделку лишь на основании устной договоренности. Это одна из грубых ошибок. Главный минус отсутствия официального соглашения — при налогообложении спонсор не может учесть расходы от предоставления финансовой поддержки, а получатель — от оказания рекламных услуг.
  2. Лицо, получившее спонсорскую помощь, не отразило ее в составе своих доходов от оказания услуг — в этом случае нарушителю может быть выписан штраф по следующим нормам НК РФ: грубое нарушение учета доходов и расходов (ст. 120), перечисление в бюджет неполной суммы налога (ст. 122).
  3. Спонсором не были учтены расходы при расчете налогооблагаемой базы по налогу на прибыль — в этом случае компания лишается возможности законно уменьшить объем налоговых отчислений в бюджет.
«Мегаконсалт» предоставляет услуги
Компании, впервые оказывающие или получающие спонсорскую помощь, сталкиваются с множеством вопросов по отражению такой сделки. Они касаются разных аспектов — документальное оформление, учет и составление корреспонденций счетов, порядок налогообложения и т. д.

В этом случае самым верным решением будет обращение к профессионалам. Специалисты из «Мегаконсалт» знают все тонкости и нюансы отражения факта оказания спонсорской помощи в бухгалтерском и налоговом учете. Они смогут предоставить подробную консультацию и дать развернутые ответы на все вопросы.
Почитайте другие статьи от экспертов «Мегаконсалт»
Остались вопросы? Напишите нам!