• /
01.04.2021

Выездная налоговая проверка: что нужно знать?

Выездная налоговая проверка: что нужно знать?
Грецкая Дарья, заместитель генерального директора
В ходе осуществления хозяйственной деятельности многие организации сталкиваются с выездной налоговой проверкой. Для того, чтобы избежать проблем и санкций со стороны сотрудников ФНС, важно знать ответы на следующие вопросы — в чем заключается суть выездной налоговой проверки? Как правильно подготовиться к этой процедуре? Каковы предпосылки ее проведения и как она протекает?

Разобраться во всех этих нюансах поможет настоящая статья.

Как избежать налоговой проверки

Как правило, главная цель налоговой проверки заключается в установлении факта соблюдения организацией положений законодательства о налогах и сборах, а в случае обнаружения нарушений — применение к недобросовестному налогоплательщику определенных санкций.

Таким образом, для того чтобы избежать проверки налоговой инспекции необходимо тщательно следить за тем, чтобы деятельность компании не выходила за рамки закона. Обратить внимание необходимо на следующие ключевые моменты, которые могут привлечь налоговиков:

1. Уплата налогов и сборов должна производиться в полном соответствии с действующим законодательством. При этом обязательно нужно следить за средним значением налоговой нагрузки по отрасли. Оно должно быть сопоставимо с показателями предприятия.

2. Тщательная проверка контрагентов перед началом сотрудничества — это еще один метод, позволяющий избежать проверки налоговыми органами. Как показывает практика одной из частых претензий, поступающих со стороны сотрудников ФНС, выступает работа с фирмами-однодневками.

Чтобы избежать проблем, необходимо внимательно ознакомиться со следующими документами потенциального контрагента:

  • учредительные бумаги (устав, свидетельство о регистрации в ЕГРЮЛ, протокол о создании ООО и т.д.),
  • образцы договоров,
  • выданные лицензии,
  • проверить соответствие печатей и подписей и т.д.

3. Периодически рекомендуется приглашать на предприятие аудитора для проведения проверки бухгалтерской и налоговой отчетности. По итогу данной процедуры опытный специалист укажет, какие недостатки были установлены и даст грамотные рекомендации по их устранению.

4. Следует понимать, что в отношении каждого субъекта хозяйственной деятельности у налоговых органов есть свои ожидания по объёму отчислений в бюджет. Важно стараться соответствовать этим планам и не допускать отклонение более 10%. У представителей ФНС должно сложиться мнение о том, что компания является небогатым, но добросовестным налогоплательщиком.

5. Не стоит использовать льготные режимы (УСН, ЕНВД), как способ ухода от уплаты налогов. Особенно эта рекомендация актуальна для бизнеса, который старается разделиться на множество отдельных частей для применения таких налоговых режимов. Представители ФНС достаточно быстро распознают эту схему. Причем суды в данном случае принимают сторону налоговых органов.

6. Настоятельно не рекомендуется игнорировать требования, поступающие из налоговой инспекции, о предоставлении тех или иных форм отчетности. В дальнейшем это может вызвать лишние подозрения и стать одной из причин организации выездной налоговой проверки.

В целом, можно отметить, что эффективным способом ухода от проведения налоговых проверок выступает стиль поведения, при котором компания старается как можно меньше попадать в поле зрения налоговых органов и привлекать их внимание.

Предпосылки проверки

Можно обозначить несколько факторов, которые объективно свидетельствуют о неминуемом приближении выездной налоговой проверки. Сюда можно отнести частое возникновение следующих ситуаций:

  • из налоговой инспекции поступают письменные запросы о предоставлении информации в части движений по расчётному счету организации,
  • в адрес контрагентов от сотрудников ФНС поступают уведомления о предоставлении тех или иных документов,
  • в адрес партнеров по бизнесу поступили извещения о грядущей налоговой проверке контрагента. В 99% случаев это означает, что и в отношении конкретной компании будут предприняты контрольные мероприятия,
  • банк, в котором оформлено РКО (расчётно-кассовое обслуживание), все чаще запрашивает информацию, подтверждающую доходные и расходные операции по счету (это могут быть договора, накладные, счет-фактуры и т.д.),
  • представителя компании вызвали в налоговую инспекцию для предоставления пояснений по отдельным хозяйственным операциям.

Все перечисленные выше события могут сигнализировать о приближающейся выездной налоговой проверке.

Кроме того, на законодательном уровне установлены 12 критериев, по которым организации самостоятельно могут определить вероятность попадания в список объектов, отобранных для проверки налоговыми органами в выездном порядке. Утверждены эти показатели Приказом ФНС России от 30 мая 2007 года №ММ-3−06/333@. Сюда можно отнести следующие критерии:

  1. Налоговая нагрузка конкретной организации ниже аналогичного показателя, действующего в среднем по отрасли. Для расчета можно использовать методику, приведенную в Приложении № 3 к упомянутому выше Приказу ФНС РФ.
  2. На протяжении нескольких лет в бухгалтерских и налоговых отчетах компании отражены убытки.
  3. В налоговой отчетности предприятия числится большой объем налоговых вычетов за тот или иной период. По НДС больше либо равно 89% (в течение 12 месяцев).
  4. Скорость роста расходов компании в разы опережает темпы роста доходов.
  5. Средняя месячная зарплата, приходящаяся на одного работника, ниже среднего уровня, установленного для конкретного вида деятельности в том или ином субъекте РФ.
  6. Регулярное приближение к предельным показателям, после достижения которых у хозяйствующего субъекта появляется право на использование специальных налоговых режимов.
  7. Если у ИП расходы за конкретный период максимально приближены к сумме доходов.
  8. Заключение договоров с перекупщиками и посредниками при отсутствии на это обоснованных причин (с экономической и иной точки зрения).
  9. Игнорирование предприятием требований налоговых органов о предоставлении документов или же направлении пояснений по отдельным фактам хозяйственной деятельности.
  10. Многократное изменение юридического адреса компании, в связи с чем она регулярно снимается и ставится на учет в налоговых органах.
  11. Существенное отклонение показателя рентабельности организации от рентабельности, установленной для субъектов, осуществляющих деятельность в аналогичной сфере (по данным статистики).
  12. Если финансово-хозяйственная деятельность организации сопровождается высоким уровнем налогового риска.

Подготовка к проверке (пошаговая инструкция)

Если стало очевидным скорое приближение налоговой проверки организации, необходимо предпринять максимум усилий для того, чтобы по итогу ее проведения не были выявлены нарушения.

У многих предприятий встает вполне логичный вопрос — если назначена налоговая проверка, как подготовиться, чтобы избежать санкций от ФНС?

Итак, подготовительный процесс должен включать в себя следующие основные шаги:

1. В первую очередь необходимо изучить положения налогового законодательства в части прав и обязанностей налогоплательщиков и налоговых органов. Главным образом речь идет о НК РФ, а также других нормативных актах, регулирующих порядок налоговой проверки.

2. На следующем этапе важно удостовериться в том, что вся документация компании в порядке. Нужно произвести полную инвентаризацию документов, уделяя внимание следующим моментам:

  • наличие всех необходимых оригиналов бумаг (учредительных, разрешающих, регистрационных и т.д.),
  • наличие и содержание учетной политики в организации (она должна быть подготовлена в полном соответствии с требованиями закона и утверждена надлежащим образом),
  • документальное оформление правоотношений с контрагентами (нужно проверить наличие договоров, дополнительных соглашений, актов, накладных и т.д.),
  • также нужно проверить правильность оформления первичной документации (на ней должны присутствовать все обязательные реквизиты) и т.д.

3. Немаловажным шагом при подготовке к налоговой проверке организации выступает анализ контрагентов, с которыми сотрудничает хозяйствующий субъект. На данном этапе в отношении поставщиков, подрядчиков и прочих партнеров по бизнесу нужно выполнить следующие действия:

  • удостовериться в том, что фирма зарегистрирована в ЕГРЮЛ,
  • проверить есть ли у контрагента долг по налогам,
  • сдает ли компания отчетность,
  • если ли долги в рамках исполнительных документов и т.д.

4. Сбор доказательств экономической обоснованности проведения той или иной сделки — в рамках такого направления организации нужно подготовить, как можно больше документов, подтверждающих соблюдение принципов осмотрительности при планировании сотрудничества с новым контрагентом. Сюда относятся копии учредительных бумаг, свидетельства о регистрации фирм, справки о постановке на учет в ФНС и прочие документы.

5. Обязательно нужно подготовить помещение, где представители ФНС будут знакомиться с документами при проведении налоговой проверки, и совершать прочие контрольные мероприятия.

Это должно быть отдельное помещение, оборудованное всем необходимым для реализации такой процедуры.

6. На завершающем этапе подготовки к проверке налоговыми органами необходимо произвести инструктаж персонала. Тут нужно обратить внимание на следующие важные нюансы:

  • рекомендуется исключить свободное общение кадров с проверяющей комиссией,
  • ведение переговоров с сотрудниками ФНС следует поручить специалистам, имеющим достаточный опыт и знания в области бухучета, налогов и юриспруденции,
  • следует предупредить сотрудников, чтобы тщательно анализировали информацию, которую будут сообщать налоговым органам в ходе опроса свидетелей. Важно, чтобы не было противоречий,
  • все показания кадров должны основываться на реальных фактах, а также быть краткими и понятными.
Приходите на обслуживание в Мегаконсалт и
получайте безлимитные консультации по бухгалтерским вопросам

Как проходит проверка

Ход налоговой проверки подробно описан в ст. 89−89.2 НК РФ, а также в Письме ФНС России от 25 июля 2013 года № АС-4−2/13 622.

Так, порядок налоговой проверки можно представить в виде следующего поэтапного процесса:

1. Вначале руководитель налогового органа, находящегося по месту размещения организации, принимает решение о проведении в отношении нее выездной проверки. Форма такого документа утверждена Приказом ФНС РФ от 7 ноября 2018 года № ММВ-7−2/628@.

2. Налогоплательщик, в отношении которого планируется налоговая проверка по статье 89 НК РФ, заранее уведомляется об этом событии. При этом ему также вручается копия решения.

3. В назначенное время представители ФНС прибывают по адресу нахождения организации и приступают к своим прямым обязанностям.

В рамках налоговой проверки хозяйствующих субъектов могут применяться следующие процедуры, предусмотренные НК РФ:

  • инвентаризация,
  • допрос свидетелей,
  • осмотр производственных, торговых и складских помещений компании, за счет которых она получает доход,
  • вызов третьих лиц для предоставления свидетельских показаний,
  • истребование бумаг,
  • запрос экспертного заключения,
  • выемка документов,
  • использование услуг переводчика в случаях, когда это необходимо,
  • назначение проведения экспертизы.

4. После завершения налоговой проверки сотрудники ФНС в установленном порядке оформляют ее результаты (об этом подробнее написано ниже по тексту).

Общая продолжительность контрольных мероприятий не может превышать 2 месяцев. Однако в исключительных случаях допускается продление этого срока до 4 или 6 месяцев. Это возможно в следующих ситуациях:

  • представители ФНС выявили нарушения, и для их окончательного подтверждения требуется проверка дополнительных фактов,
  • на территории, где организовывалась выездная проверка, произошли непредвиденные события в виде потопа, пожара и т.д.,
  • компания не представила запрашиваемые документы в установленный срок,
  • иные причины для продления периода проверки.

Результаты

Согласно установленному порядку результат налоговой проверки оформляется в два этапа:

1. Вначале налоговый орган должен подготовить справку, подтверждающую факт проведения контрольных мероприятий. Составляется она в последний день проверки.

Форма этого документа утверждена Приказом ФНС РФ № ММВ-7−2/628@ (Приложение № 9).

2. Далее в течение следующих 2 месяцев после окончания налоговой проверки действия сотрудников ФНС должны быть направлены на подготовку соответствующего акта. Его типовой образец размещен в приложении № 27 к Приказу ФНС РФ № ММВ-7−2/628@, а в приложении № 28 подробно расписаны правила его составления.

Компания должна получить акт налоговой проверки под роспись. В случае, если она будет уклоняться от этого, то сотрудники ФНС поставят в этом документе соответствующую отметку и направят его по почте (заказным письмом) по месту нахождения организации.

Отдельно стоит отметить, что, если компания, в отношении которой проводилась выездная налоговая проверка, не согласна с содержанием акта, она вправе подать свои возражения в установленном законом порядке.
«Мегаконсалт» предоставляет услуги
Таким образом, если вам предстоит пройти выездную налоговую проверку, и вы не знаете, как грамотно подготовиться к этому событию, обратитесь в нашу компанию. Наши высококвалифицированные специалисты знают все тонкости процедуры. Они смогут дать грамотную консультацию, правильно расставить акценты, а в случае необходимости помогут подать возражения на акт налоговой проверки.
Почитайте другие статьи от экспертов «Мегаконсалт»
Подписаться на нашу рассылку