• /
27.08.2020

Камеральные налоговые проверки в 2020 году: что изменилось

Грецкая Дарья, заместитель генерального директора
Камеральная проверка проводится в налоговой инспекции на основе данных налоговых деклараций, документов и сведений, предоставленных плательщиком по запросу. Из-за кризисных явлений в экономике, вызванных пандемией вируса COVID-19, проведение проверочных мероприятий со стороны налоговой службы было приостановлено до 1 июня 2020 года. Однако сейчас камеральные проверки по НДС и другим видом налогов возобновлены.

Рассмотрим, что из себя представляют эти проверки, как проводятся и чем заканчиваются, сроки проведения камеральных налоговых проверок в 2020 году.

Понятие камеральной проверки соблюдения налогового законодательства

Камеральная проверка — это способ контроля соблюдения правильности начисления и уплаты налогов субъектом предпринимательской деятельности. Они проводятся согласно статье 88 НК. Проверка ведется в налоговой службе без посещения офиса налогоплательщика. Используются данные, имеющиеся в инспекции, при необходимости запрашиваются документы у самого плательщика и его контрагентов.

Камеральные проверки по НДС и другим налогам могут проводиться только на основании поданных в ФНС документов. В этом случае плательщик может не знать о том, что она ведется. Однако если должностными лицами будут выявлены нарушения, они обязаны известить об этом руководство проверяемой компании.

Камеральная проверка делится на три стадии:

  1. Предоставление отчетных документов в налоговую службу.
  2. Проверка правильности начисления налогов на основе декларации за текущий и прошлый отчетные периоды.
  3. Оформление результатов проверки.

Сроки проведения камеральных налоговых проверок в 2020 году

В налоговом законодательстве указан общий срок проведения камеральной проверки. Он составляет 3 месяца, начиная от даты сдачи декларации. Отличия касаются только проверок правильности расчета налога на добавленную стоимостью, его уплаты и предъявления к вычету.

Сроки проверок по НДС следующие:

  • По декларациям, которые были предоставлены в налоговую службу до 4.09.18 — три месяца;
  • По декларациям, которые поданы после этой даты (то есть все текущие) — два месяца с возможностью продления до трех. Продление возможно в случае, если во время проверки налоговые инспектора выявили несоответствие в отчетных документах плательщиков и их контрагентов;
  • По декларациям иностранных компаний, которые оказывают электронные услуги — полгода с момента получения отчетных документов.

Если срок истекает в выходной день, то последний день проверки переносится на ближайший рабочий.

Какие права имеет налоговый инспектор

Камеральная проверка, в отличие от выездной, проводится без отдельного решения руководителя. И уведомление о начале проверки руководителю и бухгалтеру проверяемой организации не отправляют.

Датой начала проверки считается дата подачи декларации по налогам (первой или уточненной). В рамках проверки инспектора имеют право:

  • Получать первичные документы от плательщика, по которому проводится проверка. Документы должны касаться только проверяемого периода;
  • Получать первичные документы у контрагента плательщика, с которым тот заключал сделки, повлиявшие на размер налога. Истребовать можно только те документы, которые касаются конкретной сделки и периода;
  • Требовать пояснений или уточнений по поводу сданной отчетности;
  • Провести выемку документов по конкретному периоду и налогу, если субъект предпринимательства не хочет предоставлять их добровольно;
  • Провести осмотр помещений или допросить свидетелей;
  • Назначить и провести экспертизу.

В каких случаях ИФНС имеет право запрашивать документы

Обстоятельства, которые дают право истребовать первичные документы у плательщика, перечислены в п. 7 статьи 88 НК. Основные подпункты перечислены далее:

  • При проверке декларации по НДС сотрудник налоговой обнаружил расхождения с декларацией контрагента компании;
  • Компания заявила налог на добавленную стоимость к возмещению денежными средствами из бюджета;
  • Компания указала в налоговой декларации налоговую льготу;
  • В отчетной документации указано возмещение НДС, который был возвращен иностранному гражданину в рамках Tax Free, однако информации об этом возмещении нет в базе нанных налоговой службы;
  • Декларация сдана без обязательных приложений, которые предусмотрены налоговым кодексом и другими нормативно-правовыми документами;
  • При расчете обязательных взносов указаны необлагаемые суммы или использованы сниженные тарифы;
  • В декларации по прибыли сумма налога снижена за счет инвестиционного вычета из платежа;
  • Плательщик налога сдал уточненную декларацию, в которой указаны убытки или уменьшена сумма налога, если первичная отчетность была сдана более 2 лет назад;
  • Данные, указанные в декларации, не соответствуют информации, которая имеется в распоряжении налоговой инспекции.
Получить консультацию эксперта

Как оформляется результат проверки

Законодательством предусмотрено два способа оформления результатов камеральной проверки:

  1. В ходе проверки не выявлены нарушения. В этом случае каких-либо отдельных документов не составляется, что предусмотрено статьями 88 и 100 НК. Иными словами, если с момента сдачи декларации по конкретному налогу каких-либо запросов и уведомлений из ФНС не поступило, проверка считается пройденной.
  2. В ходе проверки выявлены нарушения. В этом случае составляется акт унифицированного образца, форма которого закреплена в Приказе ММВ-7−2/189. На составление акта отводится не более 10 дней с момента окончания проверочных мероприятий.
Плательщик налогов может быть не согласен с выводами налоговых инспекторов. В этом случае он подает возражение. Срок подачи документа — месяц с момента получения акта о результатах проверки.

Как готовить ответы налоговой и предоставлять документы в период пандемии

Из-за пандемии коронавируса часть компаний перевела сотрудников на удаленную работу. Поэтому может возникнуть ситуация, когда налоговая инспекция направляет требование о предоставлении документов или информации, но выполнить его невозможно из-за отсутствия работников, которые имеют доступ к бухгалтерии и отвечают за ведение документации.

Если субъект предпринимательства перевел работников на удаленную работу, этот факт оформляется приказом. Если такой документ есть, то стандартный срок предоставления документов может быть увеличен на 20 дней согласно постановлению № 409, принятому в апреле 2020 года. То есть общий срок предоставления документов и сведений составит 30 дней.

Причем в течение этого срока компания может сообщить налоговой, что предоставить требуемые документы невозможно из-за отсутствия сотрудников на работе, а к ответу приложить копию письма руководителя. В этом случае к компании не будут применены санкции, предусмотренные НК.
Хотите быть уверенным в правильности начисления налогов и составления отчетности, соблюдении сроков подачи деклараций? Воспользуйтесь помощью компании «Мегаконсалт». Мы ведем бухгалтерский и налоговых учет для предприятий малого, среднего и крупного бизнеса на условиях аутсорсинга.

Вам достаточно выбрать подходящий тариф и оформить договор. Наши опытные бухгалтера самостоятельно будут вести учет, составлять отчеты, оформлять первичные документы. Согласно договору мы несем материальную ответственность за правильность учета и возмещаем штрафы и пени, примененные налоговой инспекцией после выявления ошибок в рамках камеральных проверок.
Подписаться на нашу рассылку