• /
29.10.2020 (проверено на актуальность 21.07.2023)

БДР и БДДС: отличия

Дарья Грецкая, генеральный директор «Мегаконсалт»
Цель любой компании или индивидуального предпринимателя — не просто получение прибыли, а постепенное развитие компании с целью увеличения ассортимента продукции или услуг, расширения рынков сбыта. Для этого необходимо планирование деятельности компании, которое осуществляется на основе анализа имеющихся показателей работы.

Для планирования руководители и собственники компаний часто применяют бюджеты. Речь идет о составлении плана финансовых затрат на определенный отчетный период (обычно год) и так, чтобы можно было покрывать затраты и вкладывать деньги в развитие.

В небольших компаниях чаще всего используют бюджет доходов и расходов, а также бюджет движения денежных средств. Рассмотрим отличия в принципах формирования БДР и БДДС.

Описание терминов

Бюджеты доходов/расходов и движения денег дают возможность контролировать работу компании или предпринимателя, а также управлять финансовыми средствами для эффективного развития. Популярность именно этих бюджетов обусловлена их универсальностью. С помощью БДР и БДДС можно оценить работу компании независимо от ее размеров и сферы специальности, а также адаптировать эти документы под конкретные цели топ-менеджеров.

Рассмотрим принцип планирования на основе бюджета на примере. Семья из 3 человек будет выступать аналогом коммерческой компании. Муж получает ежемесячно заработную плату в размере 100 тыс. рублей, иных источников доходов компания не имеет.

Для рационального распределения получаемых денежных средств составляется бюджет:

  • Подсчитываются поступления денег, если у главы семьи есть другие источники дохода, помимо зарплаты;
  • Вычитаются расходы на приобретение продуктов питания;
  • Учитывается оплата счетов;
  • Подсчитываются расходы на вещи и потребности первой необходимости.

При правильном бюджетировании и достаточном доходе по итогам месяца в семье образуется остаток, который может накапливаться на отдых, непредвиденные затраты, формирование накоплений на депозитах.

Формирование БДР-БДСС происходит по тому же принципу. Бюджет составляет руководитель компании или уполномоченное им лицо. Подсчитываются доходы и расходы за отчетный период, после чего анализируются остатки. При необходимости изучаются статьи расходов с целью отказа от некоторых из них и повышения рентабельности работы.

Далее составляется бюджет на следующий месяц (год) и контролируется его исполнение. Если будут выявлены отклонения, уточняются их причины и принимаются управленческие решения, которые дают возможность остаться в рамках бюджета или увеличить его доходную часть.

Задачи и принципы формирования БДР и БДСС можно понять, изучив таблицу отличий домашнего и коммерческого бюджетирования. В них всегда отражается два важных показателя:

  • Полученный доход за отчетный период;
  • Остатки денежных средств и активов.
В реальности отличия БДР и БДДС компании от бюджетирования в домашнем хозяйстве большие. Руководитель компании отражает в бюджете больше показателей — количество продаж товаров и услуг, себестоимость и цена на продукцию, затраты на поддержание бизнес-процессов. Включаются те параметры, которые оказывают влияние на работу компании.

Чем отличается БДР от БДДС

Оба бюджета используются для финансового планирования деятельности компании. В них указываются поступления и расходы субъекта предпринимательства. Отличия БДР и БДДС состоят в том, какие цели преследуются при их составлении.

Схема следующая:

  • БДР помогает спланировать размер прибыли;
  • БДДС дает возможность эффективно распределять финансовые потоки в процессе деятельности компании.

Таблица отличий БДДС и БДР приведена далее.
Обратите внимание, что отличия БДР и БДДС заключаются и в способах формирования бюджетов. Если в первом случае используется метод начислений, во втором — кассовый.
Обратите внимание, если компания не получила прибыль в результате действий бухгалтера, последний не обязан возмещать эти потери. Выплате подлежит только прямой ущерб. Если, например, главбух забыл оформить первичные документы, в результате чего партнер отказался от выгодного контракта, эти потери возмещению не подлежат.

Формирование БДР и БДДС

Составление бюджетов дает возможность определить текущее финансовое положение компании и спрогнозировать его изменение с учетом получаемой прибыли и остатков денежных средств.

Первым обычно составляется бюджет движения денежных средств. Он представляет собой план поступлений денег и их расходования. Документ состоит из нескольких разделов:

  • Фактический остаток денежных средств на начало периода;
  • Поступления и расходы в рамках текущей деятельности;
  • Инвестирование;
  • Финансовая деятельность компании;
  • Планируемый остаток денежных средств на конец периода.

Отличия БДР и БДДС состоят в том, что бюджет движения средств включает в себя анализ следующих показателей:

  • Направленность финансовых потоков;
  • Размеры поступлений и выплат (суммы);
  • Даты планируемых поступлений и выплат;
  • Оборот денежных средств за конкретный отчетный период;
  • Остаток средств на счетах и в кассе на конкретные даты.
А бюджет доходов и расходов включает:

  • Источник поступлений денежных средств на предприятие;
  • Статьи расходов полученных средств;
  • Суммы доходов и расходов;
  • Разница между доходной и расходной частью за планируемый период.

Если не вдаваться в подробности, бюджеты похожи друг на друга и отличий БДР и БДДС нет. И там, и там учитываются поступления, расходование и остатки. Однако особенность состоит в том, что не все платежи влекут за собой получение дохода или расходование. И не всегда доход или расход связан с движением денег.

Простыми словами отличия БДР и БДДС можно выразить в таблице.
Независимо от типа бюджета цель составления обоих документов — прогнозирование прибыли и оценка рентабельности работы субъекта предпринимательства.

Рассмотрим еще одно отличие БДР и БДДС:

  1. БДДС представляет собой документ, на основании которого руководитель может управлять денежными потоками на предприятии. Он составляется на определенный период (например, год с разбивками по каждому месяцу). Бюджет может корректироваться. При анализе документа сразу видно, сколько свободных денежных средств есть у предприятия.
  2. БДР по своей форме похож на приложение к балансу, в котором указывается прибыль и убытки компании. Однако в отличие от официальной бухгалтерской отчетности форма БДР может разрабатываться предприятием самостоятельно.
Приходите на обслуживание в Мегаконсалт и
получайте безлимитные консультации по бухгалтерским вопросам

Автоматизация составления БДР и БДДС

Составлять бюджеты, контролировать их исполнение и вносить корректировки можно на бумаге. Более современный и простой способ автоматизации — использование электронных таблиц Excel или Numbers. Однако по мере развития компании вносить и отслеживать показатели в таблицу вручную станет все сложнее. Это повлечет за собой ошибки, которые могут стать причиной ущерба компании.

Поэтому целесообразно сразу использовать автоматизированные системы для составления бюджетов. С их помощью можно на основе введенных данных сформировать бюджет в табличном или графическом виде, внести в него изменения. Кроме того, автоматизированная система для составления бюджета на основе введенных ранее данных может спрогнозировать бюджет на следующий период.

Возможности автоматизированных систем:

  • Оперативное планирование для принятия тактических решений по управлению бизнесом;
  • Контроль фактического исполнения спрогнозированных бюджетов;
  • Формирование отчётных документов для руководителя с целью принятия стратегических решений.

Автоматические инструменты бюджетирования позволяют:

  • Организовать удобный процесс управления финансовыми потоками;
  • Сформировать зависимые показатели по отдельным статьям бюджета;
  • Сформировать платежный календарь для контроля платежей и предотвращения кассовых разрывов;
  • Формировать банковские и иные платежные документы, в том числе взаимодействовать с банковскими приложениями для совершения платежей;
  • Формировать собственные отчеты с помощью встроенных конструкторов форм.
«Мегаконсалт» возьмет на аутсорсинг

Учетные функции на аутсорсинге

Один их наиболее эффективных способов бюджетирования — передача учетной функции в аутсорсинговую компанию. ООО «Мегаконсалт» специализируется на предоставлении бухгалтерских услуг на условиях аутсорсинга. Специалисты нашей компании возьмут на себя все функции регламентированного и налогового учета, а также будут предоставлять сводную информацию руководителю для принятия им управленческих решений.
Почитайте другие статьи от экспертов «Мегаконсалт»
Остались вопросы? Напишите нам!