• /
19.11.2020

Конфликт интересов в бизнесе: что это и как предотвратить

Грецкая Дарья, заместитель генерального директора
Компании, которые занимаются анализом рисков в сфере малого и крупного бизнеса прогнозируют, что в течение 2020 года увеличиться число конфликтных ситуаций, возникающих между работниками и работодателями, а также субъектами предпринимательской деятельности. Результаты анализа за предыдущие годы также говорят о росте количества конфликтов по сравнению с прошедшими годами. Причем увеличение конфликтности достигает 36%.

Поэтому важно понять, что такое конфликт интересов в бизнесе, чем вызван конфликт интересов в компании, как избежать ситуаций, которые влекут за собой крупные убытки и корпоративные споры, длящиеся годами.

Причины роста конфликтов

Конфликт интересов в бизнесе в условиях современного экономического кризиса, вызванного пандемией COVID-19, связано с увеличением количества неплатежеспособных компаний, а также процессами оптимизации работы для уменьшения затрат и сохранения нужного уровня рентабельности.

Конфликт интересов — это ситуация, с которой сталкивалось большинство предпринимателей. Чаще всего их причинами являются разногласия между участниками, а также конфликты между учредителями и руководителями компаний. Особенную опасность корпоративные споры имеют для малых предприятий, которые из-за снижения прибыли и получения убытков могут обанкротиться, так как не имеют запаса финансовой прочности.

Основное следствие конфликта интересов в бизнесе — получение убытков, сумма которых может достигать десятков миллионов. Например, конфликт между владельцами известных крупных добывающих холдингов привел к финансовым потерям в размере 170 млрд рублей. На разрешение спора было потрачено 8 месяцев.

Законодательное регулирование конфликтов

В действующих нормативно-правовых актов конфликт интересов рассматривается как ситуация, при которой личные мотивы владельца бизнеса или руководителя компании оказывают влияние на его действия. При этом совершаемые им действия влекут за собой убытки для предприятия. Такое определение дается в статье 10 закона 275-ФЗ.

Конфликт интересов может проявляться в следующем:

  • Выбор определенного контрагента в ущерб интересам компании;
  • Прием на работу сотрудника, чья квалификация или опыт не соответствует корпоративным требованиям;
  • Прием на работу или выбор в качестве контрагентов родственников или знакомых;
  • Предоставление посторонним доступа к коммерческой тайне.

Виды конфликтов, которые встречаются при ведении бизнеса

Конфликт интересов в бизнесе характерен для всех без исключения компаний независимо от сферы их деятельности, количества сотрудников, объема производства. Чаще всего его причиной является неправильное распределение полномочий топ-менеджеров. Конфликт интересов с сотрудниками может быть вызван несоответствием уровня оплаты труда затрачиваемым усилиям или качеству выполняемой работы.

Наиболее часто встречаются такие виды конфликтов:

1. Противоречие между личными и корпоративными интересами. Например, когда руководитель компании выбирает в качестве контрагента предприятие, которым руководит его родственник. Но при этом другие продавцы (покупатели) предлагают более низкие цены или высокое качество.

2. Противоречие между профессиональными интересами. Такой конфликт интересов возникает, когда руководитель компании или подразделения предпринимает действия для видимого повышения показателей своей работы в ущерб предприятию. Например, если менеджер или начальник отдела продаж делает отгрузку крупной партии продукции для повышения объема продаж. Но при этом делает это в адрес сомнительного контрагента с отсрочкой платежа, что не может гарантировать получение оплаты за товар.
Наиболее опасным является конфликт в бизнесе, когда владельцами субъекта предпринимательства являются несколько человек. В этом случае невозможно добиться равномерного распределения обязанностей между участниками общества и сформулировать единую цель и средства для ее достижения. Особенно ярко конфликт проявляется в случае, если компания показывает динамичный рост, а сумма получаемой прибыли увеличивается в геометрической прогрессии.

Например, по мере роста компании один учредитель хочет увеличить размер прибыли за счет увеличения регионов продаж и открытия филиалов в других странах. А другой желает вкладывать полученную прибыль в модернизацию производства и повышение качества продукции или расширение ассортимента. Такой конфликт интересов неизбежно приводит не только к стагнации, но и полному уничтожению бизнеса.

Во избежание серьезных последствий рекомендуется перед внесением изменений в работу или структуру компании минимизировать разногласия между участниками. Сделать это можно за счет внутренних ресурсов или с привлечением внешних консалтинговых агентство.

Механизм возникновения конфликтной ситуации

Конфликт интересов может иметь три точки вхождения:

  • Несовпадение интересов участников бизнеса;
  • Неравные доли участников;
  • Отказ одного из участников реализовать долю другому независимо от причины.

Часто конфликт возникает в случае, если один из участников имеет большую часть в бизнесе. Из-за неграмотно составленных уставов урегулировать этот конфликт не получается, в том числе и путем реализации доли одного в адрес другого учредителя. В этом случае единственным способом является привлечение профессиональных медиаторов, способных урегулировать спорную ситуацию.

Негативные последствия могут возникнуть и в случае несовпадения интересов сотрудников на одном горизонтальном уровне. Например, премии в компании распределяются между работниками на основе количества личных клиентов. В этом случае стремление получить материальное вознаграждение будет выше, чем достижение общих целей компании. Что в итоге ведет к убыткам. В этом случае необходима индивидуальная мотивация сотрудников на основании факторов, которые несут пользу всей компании.

Рассмотрим подробнее способы предотвращения и разрешения конфликтов.
Приходите на обслуживание в Мегаконсалт и
получайте безлимитные консультации по бухгалтерским вопросам

Как предотвратить конфликтную ситуацию и устранить возникший конфликт

Лучший способ добиться стабильной работы бизнеса — избежать конфликта интересов до его возникновения. В этом случае можно предотвратить ущерб компании, сократить затраты сил и времени, которые нужны на урегулирование ситуации.
Индивидуальная мотивация работников
Уменьшить риск появления внутриколлективных конфликтов можно путем внедрения индивидуальной системы мотивации на основе результатов работы. Например, премии могут назначаться сотрудникам не за количество привлеченных контрагентов, а за формирование качественного портфеля клиентов, приносящих постоянную прибыль.

При рассмотрении вопросов о назначении премии необходимо применять индивидуализированный подход. Оценить эффективность работы каждого сотрудника может специалист по внутреннему аудиту или методолог, который будет отслеживать возможные нарушения.
Обнаружение будущих конфликтов
Предотвратить ущерб для бизнеса может руководитель, который обнаруживает конфликт интересов в компании до его появления и развития. Для этого необходимо создать в коллективе комфортные условия работы и не перегружать сотрудников функциями, которые не являются для них основными.

Разработку системы мотивации и показателей KPI целесообразно поручить самому сотруднику или его коллегам. В этом случае критерии для измерения эффективности работы будут объективными, что вынудит качественно выполнять работу, а не достигать нужного результата любыми способами.

Плюс такого подхода в том, что таким образом можно предотвратить латентный конфликт, который из-за своей длительности оказывает максимально негативное влияние на весь коллектив и работу компании в целом.
Разработка внутренних нормативных документов

Конфликтной ситуации можно избежать с помощью внутренних документов субъекта предпринимательства, которые обязательны для выполнения всеми сотрудниками. Основным таким документом является должностная инструкция. В ней указывается:

  • Объем служебных обязанностей сотрудника на рабочем месте;
  • Права работника;
  • Способы мотивации при достижении определенных результатов.

Специалисты в сфере разрешения конфликтов рекомендуют прописать в должностной инструкции необходимость сообщать о назревающей конфликтной ситуации и предпринимать меры по ее предотвращению или устранению.
Дублирование функций
В мировой практике этот способ предупреждения конфликтов назван методом «четырех глаз». Суть состоит в том, что каждый документ, который имеет важное значение для подразделения компании или предприятия в целом должен подписываться двумя сотрудниками. При этом каждый из них может проверить обоснованность выбора контрагента, цены и других существенных условий сделки.

Такой подход не гарантирует отсутствия конфликтов в 100% случаев, но дает возможность свести к минимуму возможные злоупотребления из-за отсутствия контроля и прозрачности.
«Мегаконсалт» возьмет на себя
Предотвратить конфликт интересов в бизнесе можно и в случае, если поручить ведение юридических вопросов и бухгалтерии аутсорсинговой компании. В этом случае учредители компании будут получать объективную информацию о ее финансовом состоянии, а каждый из участников будет уверен в том, что его интересы не нарушаются.

Для получения консультаций по этому вопросу и заказе услуги обращайтесь к менеджерам отдела по работе с клиентами по указанным на сайте телефонам.
Почитайте другие статьи от экспертов «Мегаконсалт»
Подписаться на нашу рассылку