• /
10.12.2020

Лимит закупок у одного поставщика

Лимит закупок у одного поставщика
Грецкая Дарья, заместитель генерального директора
Действующим законодательством РФ в целях удовлетворения государственных и муниципальных нужд предусмотрена возможность закупки у единственного поставщика товаров, услуг и работ. Об особенностях реализации такой процедуры, а также действующих лимитах и условиях подробно расписано в настоящей статье.

Определение

В п. 1 ст. 24 Закона Р Ф от 05.04.2013 года № 44-ФЗ предусмотрено два варианта организации закупок:

  • выбор кандидата на роль поставщика одним из конкурентных способов (аукцион, конкурс, запрос предложений и т. д.),
  • заключение контракта с единственным поставщиком.

Под вторым вариантом подразумевается процедура, при которой производится закупка у единственного поставщика исполнителя без рассмотрения других вариантов.

В действующем законодательстве обозначен строгий перечень ситуаций, при которых можно заключить контракт с единственным поставщиком (подробнее об этом написано ниже по тексту). В его лице может выступать как физическое лицо, так и организация.

Что изменилось в 2019 и к чему привело

В апреле 2019 года Государственной думой РФ был введен ряд изменений в части проведения закупок государственными и муниципальными учреждениями. В Закон РФ от 05.04.2013 года № 44-ФЗ были внесены следующие поправки:

  1. Увеличен лимит, выделяемый на один контракт с единственным поставщиком по 44 фз — теперь эта сумма составляет 600 000 рублей. Раньше было установлено ограничение в размере 400 000 рублей (пп. 5 п. 1 ст. 93),
  2. Изменена максимальная сумма, на которую можно сделать закупку у единственного поставщика, а также установлен другой процент СГОЗ для учреждений, целью деятельности которых выступает сохранение и популяризация культурных объектов, а также для других муниципальных и государственных организаций — согласно внесенным изменениям годовая сумма закупок не должна быть более 5 000 000 рублей или 50% СГОЗ, а также превышать 50 000 000 рублей (пп. 5 п. 1 ст. 93).
  3. Расширен перечень организаций, которые могут выступать в качестве заказчиков — теперь к перечню согласно пп. 5 п. 1 ст. 93 добавлены дома народного творчества, а также ремесел.

Таким образом, изменение условий сотрудничества с единственным поставщиком по 44 фз поспособствовало появлению у физических лиц и организаций новых возможностей в этой сфере.

Можно выделить следующие улучшения, которые произошли благодаря внесению поправок в Закон Р Ф от 05.04.2013 года № 44-ФЗ:

1. Законодательство, призванное регулировать сферу закупок для удовлетворения нужд государственных и муниципальных учреждений, стало более схожим с международными положениями.

В свою очередь международные стандарты основываются на следующих двух принципах:

  • соразмерность — когда конкурентный подход нецелесообразен с экономической точки зрения, имеет смысл организовать закупку у единственного поставщика,
  • непредвиденность — устранение непредвиденных последствий может сделать невозможным проведение закупок на конкурентной основе.

2. У заказчиков отпала необходимость в дроблении закупок, а также организации торгов (в которых зачастую не было смысла). Теперь есть возможность установить более удобные условия заключения сделки.

В каких случаях проводится

О том, в каких случаях закупка у единственного поставщика представляется возможной, подробно описано в ст 93 Закона РФ № 44-ФЗ. В данной норме приведено более 50 различных ситуаций, при которых может применяться такая схема. Некоторые из них представлены в следующем списке:

  • закупка товаров (работ/услуг), касающихся естественных монополий,
  • закупка у единственного поставщика в соответствии с указом, распоряжением или поручением Президента России,
  • в случаях, когда происходит мобилизационная подготовка в РФ,
  • если максимальная цена контракта с единственным поставщиком не превышает 600 000 рублей,
  • если в лице заказчика выступает учреждение культуры, а также государственные и муниципальные организации следующих видов: зоопарки, дома культуры, планетарии, библиотеки и т. д.),
  • если согласно фз единственным поставщиком того или иного товара, работ или услуг может выступать только орган исполнительной власти,
  • если в качестве поставляемого товара выступает российское вооружение и техника, у которой нет аналогов среди других производителей,
  • закупка у единственного поставщика таких услуг, как: водоснабжение, газоснабжение, водоотведение и т. д.,
  • если производство определенного продукта (работы/услуги) производится организациями, относящимися к уголовно-исполнительной системе (согласно перечню такой продукции, утвержденному Правительством России),
  • контракт с единственным поставщиком на визит в зоопарк, театр, кинотеатр, музей и т. д.,
  • иные случаи, предусмотренные законом, когда по фз единственный поставщик допускается.

Малые закупки

Под малыми закупками подразумевается заключение контракта с единственным поставщиком по статье 93 Закона РФ № 44-ФЗ — пп. 4 и 5 п. 1.

Так, согласно упомянутым нормам заказчик вправе единовременно приобрести у одного поставщика товар/работу/услугу на общую сумму, не превышающую 600 000 рублей. При этом должны быть соблюдены следующие важные условия:

  • в отношении контрактов, заключенных в рамках пп. 4 п. 1 ст. 93 — годовой объем закупок до 2 000 000 рублей или до 10% СГОЗ, не должен превышать 50 000 000 рублей,
  • по контрактам из пп. 5 п. 1 ст. 93 — допустимый годовой объем закупок до 5 000 000 рублей или не выше 50% СГОЗ, до 30 000 000 рублей.

Для наглядности можно разобрать конкретный пример. В мае государственное учреждение заключило контракт на поставку компьютерной техники общей суммой в 100 000 рублей. В июне этого же года этот же заказчик сможет приобрести необходимый товар у единственного поставщика на сумму не выше 600 000 рублей (по каждому контракту). При суммировании всех этих контрактов получившаяся сумма не должна превышать 2 000 000 рублей или 10% от СГОЗ. При этом она должна быть не выше 50 000 000 рублей.

В целом, популярность малых закупок с единственным поставщиком по статье 93 можно объяснить следующим образом:

  • такие контракты не нужно подробно описывать в плане-графике. Достаточно указать общую сумму за год,
  • заказчик не обязан публиковать сведения по закупкам до 600 000 рублей в ЕИС (единая информационная система). Однако они должны быть зарегистрированы в специальном журнале,
  • нет необходимости во внесении таких сведений в реестр контрактов.
Приходите на обслуживание в Мегаконсалт и
получайте безлимитные консультации по бухгалтерским вопросам

Преимущества и недостатки

Процедура приобретения товара (работы/услуги) у единственного поставщика имеет свои преимущества и недостатки.

К положительным сторонам можно отнести:

  • наличие опыта взаимодействия с конкретным поставщиком. Это обстоятельство обеспечивает быстрое и легкое проведение сделки,
  • сведен к минимуму риск того, что контракт будет заключен с какими-либо нарушениями установленного регламента,
  • в отличие от конкурентного способа, заключение контракта с единственным поставщиком более простая и быстрая схема,
  • у заказчика нет необходимости в том, чтобы выделять большие временные и финансовые ресурсы на отбор поставщика из всех предложенных кандидатур.

Однако нельзя оставить без внимания и ряд отрицательных моментов, которые присущи сделкам, заключаемым с единственным поставщиком продукции/работ/услуг. Речь идет о следующих минусах:

  • отсутствие возможности сделать закупку по более низкой цене. Связано это с тем, что заказчик не может существенно снизить стоимость, что, к примеру, вполне возможно при электронном аукционе,
  • из-за отсутствия конкуренции достаточно сложно заключить контакт на максимально выгодных условиях,
  • такая схема организации закупок находится под пристальным вниманием органов ФАС (Федеральная антимонопольная служба РФ). В случае допущения нарушений можно понести серьезную ответственность.

Процедура проверки

В соответствии с п. 2 ст. 93 Закона Р Ф № 44 при проведении закупки у единственного поставщика (по пп. 6, 9, 34 и 50 п. 1 данной статьи) заказчик обязан в течение 1 рабочего дня направить в контролирующий орган соответствующее уведомление о запланированной сделке.

В качестве адресата указывается территориальное подразделение ФАС. Это может быть орган местного самоуправления, отвечающий за контроль над проведением закупок. К уведомлению должен быть приложен сам подписанный контракт и обоснование необходимости в его заключении.

Кроме того, в отдельных случаях заказчику также придется представить обоснование цены единственного поставщика. Оно потребуется в случаях, предусмотренных пп. 30−32, 34, 35, 37−41, 46, 49 п. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Получив уведомление, уполномоченный орган государственной власти приступит к проверке в соответствии со следующим порядком:
  1. Вначале представленные заказчиком документы проверяются на предмет соответствия положениям, прописанным в ФЗ-44. Если представлено обоснование стоимости контракта, то контролирующий орган также оценивает законность использованных методов определения цены с единственным поставщиком.
  2. По итогам проверки составляется докладная записка, в которой описываются результаты контрольных мероприятий.
  3. Если каких-либо нарушений не выявлено, то проведение сделки с единственным поставщиком считается согласованным. При этом в адрес заказчика какие-либо уведомления не направляются.
  4. В случае выявления признаков нарушения Закона Р Ф № 44-ФЗ контролирующий орган организует внеплановую проверку. Об этом событии заявитель должен быть уведомлен в течение 15 дней с момента обнаружения фактов несоблюдения действующего законодательства.

После того, как будет определена точная дата и место проведения внеплановой проверки, контрольный орган должен разместить эту информацию в реестре проверок и ЕИС.

Более подробно порядок организации и проведения внеплановой проверки в отношении заказчика, допустившего нарушение при выборе единственного поставщика, описан в Постановлении Правительства Р Ф от 01.10.2020 года № 1576.
«Мегаконсалт» предоставляет
При появлении вопросов о порядке организации закупок у единственного поставщика предлагаем обратиться в нашу компанию. У нас работают высококвалифицированные специалисты, которые знают абсолютно все тонкости и нюансы Закона РФ № 44-ФЗ. Мы сможем предоставить грамотную консультацию и помочь в разрешении спорных вопросов любого уровня сложности.
Почитайте другие статьи от экспертов «Мегаконсалт»
Подписаться на нашу рассылку