• /
10.12.2020

Ликвидация ООО в 2020 году: пошаговая инструкция

ликвидация ООО
Грецкая Дарья, заместитель генерального директора
Прекращение деятельности общества с ограниченной ответственностью — длительная и сложная процедура, которая проводится по строго утвержденному регламенту. Она необходима для того, чтобы предотвратить нарушение прав других предприятий и предпринимателей, а также минимизировать возможность уклонения от уплаты налогов путем ликвидации субъекта предпринимательства.

Как производится добровольная ликвидация ООО — пошаговая инструкция для всех этапов этого процесса представлена далее.

Этап 1 — Вынесение решения о закрытии компании

Закрытие ООО с одним учредителем не требует согласования этого решения с другими участниками. Поэтому достаточно принять письменное решение, которое является основанием для начала процедуры.

Если производится закрытие фирмы — ООО — с несколькими участниками, то необходимо принимать решение на общем собрании, которое оформляется документально в виде протокола. Точная форма этого документа не регламентирована законодательством, однако он должен содержать следующие пункты:

  • Решение о том, что учредители хотят ликвидировать общество с ограниченной ответственностью;
  • Состав ликвидационной комиссии с указанием его председателя. Ликвидация по желанию собственников может производиться и одним ликвидатором. Членами комиссии могут быть работники компании и (или) его учредители. Члены ликвидационной комиссии выполняют все действия, предусмотренные регламентом. В том числе подают документы в контролирующие органы.
  • Время, в течение которого должна быть проведена ликвидация. Максимально на этот процесс выделяется до 12 месяцев.

Этап 2 — Информирование контролирующих государственных органов

Закрытие ООО предусматривает обязательное предоставление информации об этом в адрес налоговой службы. Для этого необходимо подать в ИФНС, где компания стоит на учете, два документа:

  • Уведомление о прекращении деятельности, которое подается по типовой форме Р15 001. Оно подписывается представителями компании, после чего подлинность подписи заверяется в нотариальном порядке.
  • Протокол собрания, которым принято решение о ликвидации. Если у ООО один учредитель, подается решение о ликвидации организации, принятое им единолично.

Предельный срок подачи уведомления — 3 дня с момента принятия решения. Если в течение этого времени документы не будут переданы в налоговую, виновный может быть оштрафован на 5 тыс. рублей.
Подать уведомление можно несколькими способами:

  • Лично принести документы в налоговую службу;
  • Отправить по почте с описанием вложений;
  • Зарегистрировать уведомление на сайте Госуслуг;
  • Подать через МФЦ. Обратите внимание, что заявление о прекращении деятельности и ликвидации принимают не все многофункциональные центры.

Налоговая служба вносит сведения о закрытии ООО в реестр юридических лиц. После этого компания теряет право вносить изменения в учредительные документы и выступать как участник при создании других субъектов предпринимательской деятельности.

Этап 3 — Распространение информации о ликвидации

Порядок ликвидации организации предусматривает обязательное уведомление об этом факте заинтересованных лиц. Для этого предусмотрено два способа, оба из которых должны быть выполнены:

1. Публикация информации о ликвидации в Вестнике государственной регистрации. Это официальное издание, которое специально используется для этих целей. В сообщении указывается порядок прекращения деятельности и срок предъявления требований со стороны кредиторов. Этот срок устанавливается произвольно, но не может быть меньшим 2 месяцев. Он выделяется для того, чтобы все контрагенты могли предъявить требование о взыскании имеющейся задолженности.

2. Письменные уведомления партнерам компании, которым ликвидируемое ООО должно деньги. Срок рассылки уведомлений законодательством не регламентируется. Однако обычно эти письма рассылаются сразу после публикации. Для подтверждения отправки необходимо направить письмо с уведомлением и описью вложения. Так у компании будет подтверждение об уведомлении.

Этап 4 — Информирование сотрудников об увольнении

Согласно действующему трудовому законодательству уведомление о закрытии ООО и увольнении наемных работников должно быть сделано, как минимум, за 2 месяца до даты ликвидации. Уведомлять сотрудников рекомендуется письменно, а факт получения информации подтверждается росписью в ведомости.

При ликвидации компании увольнение оформляется согласно пункту 1 статьи 81 Трудового кодекса нашей страны.

Также необходимо подать уведомление в службу занятости. Если предполагается увольнение большого количества работников, то информация направляется за 3 месяца до даты прекращения трудовых отношений. Для небольшого числа сотрудников (их количество не превышает 15, но в некоторых регионах могут действовать местные правила) срок составляет 2 месяца.

В уведомлении нужно указать следующую информацию:

  • Занимаемую в компании должность;
  • Профессию сотрудника и его специальность;
  • Квалификационные требования, которые предъявлялись к работнику;
  • Уровень оплаты труда.

По прошествии предусмотренного законом срока можно уволить сотрудников. При этом необходимо выплатить такие средства:

  • Выходное пособие;
  • Компенсация за дни неиспользованного отпуска;
  • Средний заработок за время (не больше 2 месяцев), в течение которых сотрудник ищет новую работу.

Последним действием на этом этапе закрытия ООО является подготовка отчета по форме СЗВ-ТД. Он делается в день увольнения сотрудников или на следующий день после издания соответствующего приказа.
Получить консультацию эксперта

Этап 5 — Подготовка и предоставление в ИФНС ликвидационного баланса

По прошествии 2 месяцев, которые отводятся кредиторам на предъявление требований о взыскании задолженности, представители ликвидационной комиссии готовят промежуточный баланс для ликвидации. Особых требований к форме и составу этого документа нет. Но обычно он делается на том же бланке и в таком же порядке, что и обычный итоговый бухгалтерский баланс за год.

В него вносится такая информация:

  • Активы компании, которые находятся на балансе;
  • Размер задолженности перед кредиторами;
  • Требования, которые удовлетворены в судебном порядке и подлежат погашению из-за вступившего в силу решения суда.

Если в составе ликвидационной комиссии нет квалифицированного бухгалтера, который подготовит этот документ, рекомендуется воспользоваться услугами соответствующего специалиста. Можно также привлечь аутсорсинговое агентство, оказывающее услуги по ведению бухгалтерского и налогового учета на условиях договора.

Промежуточный баланс утверждается:

  • Собственником, если учредителем компании является один человек;
  • Всеми собственниками на общем собрании, что подтверждается отдельным протоколом.

После этого необходимо вновь заполнить форму Р15 001, заверить подписи у нотариуса и предоставить в налоговую вместе с экземпляром ликвидационного баланса. Также подаются следующие документы:

  • Подтверждение того, что информация о ликвидации была опубликована в официальных СМИ;
  • Протокол или решение, которым утвержден ликвидационный баланс.

Наличие этих документов не является обязательным согласно требованиям нормативных актов, но часто должностные лица налоговой требуют принести им эти бумаги.

Этап 6 — Погашение задолженностей

При ликвидации ООО с долгами после составления и утверждения баланса нужно погасить задолженности. Погашение производится в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Поэтому выплаты производятся в такой очередности:

  • Возмещение ущерба физическим лицам, здоровью или жизни которых причинен вред по вине компании. Также в первую очередь возмещается моральный ущерб по решению суда, которое вступило в законную силу.
  • Закрытие задолженности перед наемными работниками, которые работали в штате на условиях трудового договора. Выплатам подлежит зарплата за отработанное время и выходные пособия, предусмотренные ТК.
  • Выплата налогов по результатам хозяйственной деятельности, а также доначисленных недоимок, штрафов и пеней. Также необходимо оплатить страховые и другие обязательные взносы в государственные фонды. Эти расчеты можно делать по прошествии месяца с момента утверждения баланса и отправки его в налоговую.
  • Оплата задолженностей контрагентам, которые подали претензии в ответ на уведомление о закрытии ООО в СМИ и разосланные уведомления.
При прохождении процедуры ликвидации ООО может возникнуть ситуация, когда денежных средств на счетах будет недостаточно для погашения всех задолженностей. В этом случае необходимо прибегнуть к реализации активов компании на торгах. Если после продажи имущества денег все равно не хватит, придется прекращать деятельность компании в рамках процедуры банкротства.

Закрытие ООО путем банкротства — еще более сложная и длительная процедура, чем обычная ликвидация. Поэтому рекомендуется воспользоваться помощью квалифицированных юристов, которые будут сопровождать этот процесс.

Этап 7 — Составление окончательного ликвидационного баланса

После выплат всех задолженностей члены ликвидационной комиссии самостоятельно или с помощью привлеченных специалистов составляют новый ликвидационный баланс, в котором будут отсутствовать задолженности перед контрагентами.

Как и в предыдущем случае этот баланс утверждается участниками общества с ограниченной ответственностью протоколом или единоличным решением.

Этап 8 — Сдача отчетности в контролирующие органы

После утверждения второго баланса и до подачи документов в ИФНС для окончательной ликвидации компания должна подготовить и сдать в контролирующие органы такие виды отчетов:

  • СЗВ-Стаж. Сдается в подразделение пенсионного фонда на сотрудников, которые работали в компании в течение всего времени, когда проводилась ликвидация компании;
  • СЗВ-М. Сдается в фонд в том случае, если работники работали в ликвидируемой компании в течение последнего месяца до момента ликвидации. Отчет сдается по всем сотрудникам, с которыми заключены трудовые и гражданско-правовые соглашения.
  • Расчеты по страховым взносам в ИФНС;
  • Отчет в фонд социального страхования.

Также необходимо отчитаться по всем налогам. В законодательстве не установлен предельный срок подачи деклараций и отчетов, но это должно быть сделано до окончательной ликвидации.

Этап 9 — Подача документов для окончательной ликвидации

Если производится ликвидация ООО с имуществом, которое осталось после выплаты всех задолженностей, то остаток активов распределяется между учредителями согласно величине их долей.

После этого подаются документы в налоговую службу:

  • Заявление, составленное по форме Р16 001. Подписи лиц под заявлением должны быть заверены в нотариальном порядке.
  • Окончательный ликвидационный баланс.

Подавать документы можно непосредственно в налоговую службу или в многофункциональный центр. Кроме того, закон предусматривает возможность отправки документации по почте с описью вложения и уведомлением о получении, а также в электронной форме через интернет.

Если документы подаются в бумажной форме, то за процедуру ликвидации необходимо заплатить пошлину в размере 800 рублей. Если документация подается в электронной форме, то компания освобождается от уплаты пошлины.
Отдайте на аутсорсинг в «Мегаконсалт»
Консалтинговое агентство «Мегаконсалт» предоставляет услуги по ведению бухгалтерского и налогового учета субъектам предпринимательства. В нашей компании работают опытные юристы, которые имеют большой опыт по регистрации и ликвидации ООО с имуществом и долгами. Мы возьмем на себя сопровождение всей процедуры и гарантируем соблюдение законности на каждом из этапов.

Для получения консультаций по вопросу закрытия ООО и заказа услуги обращайтесь к менеджерам по работе с клиентами удобным для вас способом.
Почитайте другие статьи от экспертов «Мегаконсалт»
Подписаться на нашу рассылку